Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

География

для школьников и студентов

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Содружество Независимых Государств

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Деятельность Содружества Независимых Государств (СНГ) началась с подписания Россией, Беларусью и Украиной 8 декабря 1991г. в д. Вискули (Беловежская пуща) Соглашения о создании СНГ. Оно провозглашает создание СНГ, открытого для присоединения, а также намерение заключить соглашения о сотрудничестве в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, экологии, науки, обмена информацией и других сферах.

21 декабря 1991г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств (кроме стран Балтии и Грузии присоединившейся к СНГ в декабре 1993г.) подписали Протокол к Соглашению от 08.12.1991г. и Алма-атинскую Декларацию, в которых подтвердили образование СНГ, приверженность его участников к равноправному взаимодействию, открытости СНГ для присоединения других стран, сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.[6]

2.1.1 Становление и проблемы развития СНГ

Рассуждая о перспективах интеграции государств, входящих в Содружество Независимых государств, нельзя не заметить, с какими трудностями сталкиваются страны СНГ в условиях постоянно ускоряющегося процесса глобализации экономической деятельности и развития региональной и субрегиональной интеграции.[7]

Распад единого народнохозяйственного комплекса, формирование суверенных финансово-экономических систем, начавшаяся структурная перестройка экономик, переход на рыночные принципы хозяйствования, разгосударствление, приватизация, либерализация производственно-экономической деятельности создали совершенно новую ситуацию для взаимодействия предприятий, производителей товаров и услуг различных государств СНГ. К основным характерным чертам этого периода можно отнести:

·         выявившуюся в новых условиях хозяйствования неэффективность искусственного построения значительной части прежних кооперационных связей;

·         свободу выбора торговых партнеров, возможность поиска более эффективных связей, свободу доступа к товарно-сырьевым источникам и продукции из стран дальнего зарубежья;

·         неплатежеспособность предприятий стран СНГ, связанную с нестабильностью, порой отсутствием даже внутренней конвертируемости национальных валют некоторых стран СНГ;

·         передачу промышленной собственности иностранным компаниям, зачастую не желающим развивать и поддерживать прежние кооперационные связи;

·         большой интерес западных стран к сырьевым источникам стран СНГ и стимулирование их вывоза на запад (иностранные инвестиции, организация новых транспортных схем и т.д.)

·         слабость и неудача СНГ, в котором не определен организационно-правовой механизм реализации межгосударственных решений.

Да, многое разрушалось, претерпевало изменения, но немало из того, что можно восстановить на новой основе, все же осталось. Это производственно-технологические и кооперационные связи между предприятиями, идентичная система построения их организованных, финансовых структур, единая научно-техническая база и др. Все это является главной особенностью постсоветских государств и потенциалом для развития между ними интеграционных процессов.[8]

2.1.2 Оценка деятельности Содружества

Сейчас, 15 лет спустя, видно, какими разными, порой несовместимыми являются бывшие союзные республики. Когда внешняя, нивелирующая оболочка советского строя отпала, обнажилась суть. Бывшие республики СССР, а ныне независимые государства находятся на разных этапах общественного развития. Они демонстрируют приверженность разным формам политического устройства, различным социально-экономическим моделям, они различны по менталитету своих граждан, по культуре производства и т.д. и т.п. Кроме того, у каждой из них свои оценки общей истории и свое видение национальных интересов, которое далеко не всегда согласуется с интересами других участников СНГ.

Однако Содружество, как объединяющая структура, еще далеко не исчерпала своих возможностей. При всей аморфности и очевидной непригодности для решения изначально поставленных задач (создание единого оборонного, экономического и гуманитарного пространства) эта организация оказывается нужной большинству ее участников.

Партнеры России по СНГ продолжают извлекать из членства в нем вполне конкретные материальные выгоды. Ряд государств, которые в первые годы независимости оказались втянутыми в межнациональные конфликты, видят в данном объединении залог, пусть переменной и относительной, но жизненно необходимой стабильности. В сохранении СНГ нуждается и Россия. Она, как любое другое государство, заинтересована и в благоприятном внешнем окружении, и во внешнеполитических союзниках.

В то же время качественные сдвиги в экономическом сотрудничестве едва просматриваются. Определенные перспективы открываются, например, в связи с начавшимся движением российского капитала в некоторые страны СНГ. Что же касается коллективных форм взаимодействия, то большие надежды возлагаются здесь на создание единого экономического пространства (ЕЭП). Однако ЕЭП охватывает всего три страны. Кроме того, реализация этого проекта, как видно уже сейчас, займет немало времени, и успех здесь отнюдь не гарантирован. Вот почему говорить об интеграции, если понимать ее как взаимопроникновение экономик, пока не приходится. Однако само по себе движение к той цели может принести немало пользы, тем более, что складывающаяся в настоящее время конъюнктура чрезвычайно благоприятна для упрочения экономических связей.[9]

Страны СНГ имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширные рынок, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Однако эти возможности используются крайне нерационально, а интеграция как способ совместного хозяйствования не позволяет пока переломить негативные тенденции деформации воспроизводственных процессов и задействовать природные богатства, эффективно использовать материально-технические, научно-исследовательские и кадровые ресурсы для экономического роста отдельных стран и всего Содружества.[11]

Подводя итог, хотелось бы отметить, что большинство оценок результатов деятельности СНГ – сдержанные, а чаще даже отрицательные. Это частично объясняется завышенными ожиданиями при создании СНГ, которые в дальнейшем не оправдались. Так, с 1992 по 2002г. в органах СНГ было принято около одной тысячи совместных решений в разных областях сотрудничества, но большая часть из них оказалась невыполненной. Причины недостаточного прогресса в экономической интеграции следующие:

·         сдерживающее влияние на интеграцию СНГ оказало кризисное состояние экономики стран-членов организации в течение 1990-х гг. Это уменьшало ресурсы, которые могли быть использованы во внешнеэкономической деятельности.

·         недостаточная завершенность в формировании рыночного механизма в странах СНГ, различия в характере системных преобразований в государствах Содружества.

·         большие различие в уровне экономического развития между членами организации, однотипность их экспорта и недостаточная конкурентоспособность обрабатывающей промышленности, что мешает более глубокому разделению труда.[9]

·         в СНГ нет единой правовой системы (СНГ как международная организация не имеет ясной легитимной основы).

·         реализацию достигнутых соглашений в значительной степени тормозит их длительная ратификация.

·         различная геополитическая и внешнеэкономическая ориентация государств бывшего СССР. [10]

2.1.3 Экономическое взаимодействие России и Беларуси в рамках СНГ

Россия остается ведущим внешнеторговым партнером Республики Беларусь, причем значимость этого сотрудничества с каждым годом лишь возрастает. Эксперты отмечают что, за период 1995-2004гг. товарооборот с Россией вырос с 5,2 до 17,7 млрд. долл. США, его доля в товарообороте со странами СНГ выросла с 76,8 до 92,2%, а товарообороте со всеми странами мира с 49,7 до 58,5%. В белорусском экспорте и импорте услуг на Россию в 2004г. приходилось соответственно 23 и 28%. Для России значимость Беларуси как торгового партнера также возросла. За анализируемый период Беларусь во внешнеторговом товарообороте России переместилась с шестого (Украина – 11%, Германия – 10,2%, США – 5,6%, Казахстан – 4,2%, Италия – 4,2%, Беларусь – 4,1%) на второе место (Германия – 9,3%, Беларусь – 6,8%). Если в 1995г. основная доля товарооборота приходилась на Украину (49,0%), Казахстан (18,6%) и Беларусь (18,3%), то к 2004г. Беларусь (37,4%) прочно заняла первое место по данному показателю.

Однако следует отметить, что рост взаимного товарооборота между нашими странами является значимым для интеграционных процессов только в том случае, если он связан с интеграцией в сфере производства, проявляющейся в форме производственной кооперации, создания совместных предприятий, взаимного инвестирования, развития договорных отношений и т.д. Так, за 1995-2004гг. уровень внутриотраслевой торговли между Беларусью и Россией вырос в таких отраслях, как машиностроение и металлообработка, текстильная и пищевая промышленность, промышленность стройматериалов. Значительное развитие получили и взаимные инвестиции. Так, за период 1997-2004гг. количество предприятий с участием российского капитала, зарегистрированных в Беларуси, выросло с 10 до 730 и составило 28% от общего количества совместных иностранных предприятий, функционирующих на белорусской территории. По данным российской стороны, на территории России зарегистрировано 465 предприятий с участием белорусского капитала, причем среди стран СНГ Беларусь по данному показателю занимает второе после Украины место.

Среди стран СНГ на Беларусь приходится 40% оттока и 27% притока российских инвестиций. За 2000-2004гг. в абсолютном выражении российские инвестиции в Беларусь выросли в 3,6 раза, а белорусские в Россию – в 290 раз. По данным белорусской статистики, на территории России зарегистрировано более 100 коммерческих организаций со стопроцентным белорусским капиталом и 1500 фирм с долевым участием белорусского капитала. По притоку инвестиций в Беларусь в 2004г. Россия заняла второе место (20%) после Швейцарии (34%). [14]

 

 

 

 

Counter