Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

География

для школьников и студентов

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Место и роль религий мира в цивилизационном развитии.

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Религия (от лат. religare — связывать, соединять) — система представления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим существованием, имеющим системность и организованность. Природа организации может не иметь точного определения: быть некой силой (духи природы, высший разум), всеобщим законом (дхарма, дао) или определённой нематериальной личностью (Бог, Элохим, Аллах, Кришна). Основы религиозных представлений, как правило, записаны в священных книгах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священослужителями.

Мировоззренческие концепции. Согласно религиозному мировоззрению, действительностью управляют некие сверхъестественные силы. В язычестве эти силы зачастую похожи на людей внешне или, по крайней мере, поведением (этот подход называется антропоморфизмом). В монотеистических религиях (начиная с иудаизма) Бог не антропоморфен, хотя некоторые конфессии монотеистических религий и прибегают к антропоморфным образам по тем или иным причинам.

Ранние формы религиозного сознания характеризовались политеизмом (син. многобожие, язычество, идолопоклонство). Каждый бог (дух, идол и т. д.) в такой системе отвечает за что-то своё, они отличаются друг от друга по целому ряду характеристик и их отношения между собой нередко напоминают взаимоотношения в человеческом обществе (например, языческие боги нередко вступают в битвы друг с другом, плетут интриги и т. д.). Религии, которые считают, что Бог существует всего один, называются монотеистическими. Мировоззренческая система, которая считает, что Бога вообще нет и всё можно объяснить материальными причинами, называется атеизм.

На протяжении истории религиозные воззрения людей постепенно трансформировались, переходя от примитивного обожествления природных явлений и объектов к абстрактным концепциям полностью непостижимого Верховного Божества. Человек на пути познания окружающего мира испытывает непреодолимую тягу объяснять всё непонятное в каких-то более или менее привычных терминах, в результате чего такие явления, как гроза, ветер, вулканические извержения и т. д. в древние (и даже относительно недавние) времена приписывались деятельности неких воображаемых существ, внешне похожих на животных или людей, но больших размеров и огромной силы. Например, ещё в XIX веке многие христиане верили, будто гром происходит оттого, что Пророк Илия едет по небу в своей колеснице и гонит перед собой бесов с помощью молний. Эти представления отражены в христианских книгах; также в них можно усмотреть признаки языческого наследия (когда-то верили в бога молний Перуна, а потом его заменили на Пророка Илию). Если же мы возьмём одну из последних по времени религий — например, ислам,— то увидим, что здесь Бог декларируется как абсолютно непостижимая Сущность, Создатель Вселенной, пребывающий вне времени и пространства, превыше людских тщаний постичь Его. «Богу принадлежат Восток и Запад; куда бы вы ни обратились, там Лик Божий; Бог — Всеобъемлющий, Всеведущий» (Коран II, 109).

Тотемизм. Тотемизм одна из древнейших и универсальных религий первобытного человечества, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, племя.

Политеистические религии. Антропоморфная сущность языческих богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно подарками или особыми, угодными идолу поступками. Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции, которую в дальнейшем переняли римляне. У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события. Из современных религий к политеистическим относятся зороастризм, синтоизм и ряд направлений в индуизме.

Авраамические религии. Впервые концепция единобожия была сформулирована в ветхозаветной религии, несколько отличающейся от раввинического и талмудического иудаизма. Пророк Авраам считается основателем этой традиции, а религии, укорененные в ней, называются авраамическими. Пророк Моисей получил от Бога 10 заповедей на горе Синай. Эти десять моральных принципов, преломившись впоследствии через учения христианства, легли в основу цивилизации, которую сегодня принято называть «европейской».

Иудаизм впитал в себя представления предшествующих религиозных концепций. Он включал все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду санитарно-гигиенических правил, который определяют всю повседневную жизнь человека (кашрут). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: в иудаизм сложно перейти, подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения. То же самое можно сказать и относительно некоторых религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Христианство, которое изначально считалось сектой внутри иудаизма, отделило собственно религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, таким образом, является следующим этапом развития религиозного мышления. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианство, в отличие от иудаизма, не интересует национальная принадлежность человека. Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута. Взяв из иудаизма только саму мировоззренческую концепцию единобожия, христианство отбросило всё, что не касается непосредственно религии, тем самым сняв с верующего христианина множество ограничений. Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения материальных жертв (в иудаизме ещё сохранялся обычай приносить в жертву животных или иные материальные ценности) на идею личной жертвенности. Христос отождествил Себя с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь правоверными иудеями с целью завоевать благосклонность Бога. Этим Он продемонстрировал, что не следует «откупаться» от Бога, но необходимо посвятить служению Ему всего себя без остатка.

Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Некоторые западные религиоведы склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.

Ислам признаёт в качестве Пророков Основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

 «Mы yвepoвaли в Богa и в тo, чтo ниcпocлaнo нaм, и чтo ниcпocлaнo Аврааму, Иcмaилy, Иcаaкy, Иакову и кoлeнaм, и чтo былo дapoвaнo Mоисею, Иисусу и Пpopoкaми oт Гocпoдa иx; мы нe paзличaeм мeждy кeм-либo из ниx, и Eмy мы пpeдaёмcя» (сура II, 130).

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы направленные против внебрачных половых связей.

Пандеистические религии. Это религии, которые отрицают Бога как сверхъестественную личность, признавая лишь безличные формы инобытия, проявляющиеся в виде всеобщих законов, по которым существует наблюдаемый мир (дхарма, дао). Многие течения в этих религиях признают возможность существования сверхъестественных существ, однако возможности этих существ также ограниченны и они подчиняются всеобщему закону. К пандеистическим религиям относятся буддизм и даосизм, а также часть направлений индуизма, например, йога, адвайта-веданта и т.п.

Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания.

 

 

 


 

Counter