Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

География

для школьников и студентов

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

СССР на пути кардинального реформирования общества (вторая половина 1980-х гг.). Политика "перестройки".

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Весной 1985 г. высший партийно-государственный пост в стране занял М. С. Горбачёв, выходец из партийной элиты Ставрополья. Новый Генеральный секретарь ЦК КПСС уже в первых своих публичных выступлениях выразил намерение начать решительное обновление общественной жизни. По замыслу реформаторов важнейшими условиями обновления страны должны были стать совершенствование всей системы политических и общественных институтов, углубление "социалистической демократии", развёртывание самоуправления народа, активизация "человеческого фактора".

В 1985–1986 гг. стала постепенно формироваться "команда Горбачёва". Были вытеснены представители старой "брежневской гвардии" управленцев и партийно-политической элиты. В руководстве страной появились такие новые люди, как Н. И. Рыжков, Е. К. Лигачёв, Б. Н. Ельцин, Э. А. Шевард­надзе, А. Н. Яковлев и др. Прошла массовая кадровая чистка партийного аппарата на республиканском уровне, в обкомах и крайкомах партии. С приходом новых людей к руководству общество ожидало и новых позитивных перемен.
Вступив на путь радикального обновления, М. С. Горбачёв был убеждён, что они возможны лишь по инициативе "сверху". Первым шагом в этом направлении было объявление гласности, нацеленной на критическое переосмысление действительности, развитие плюрализма мнений и открытость политической жизни. Всё это, по замыслу реформаторов, должно было способствовать политизации граждан, вовлечению их в активную политическую жизнь. Особая роль здесь отводилась средствам массовой информации. Была отменена цензура, стали появляться периодические издания разной идейно-политической направленности.

В январе 1987 г. прошёл очередной пленум ЦК КПСС, после которого заговорили о необходимости глубокой "перестройки" общества. Были намечены и главные направления этой "перестройки". В докладе М. С. Горбачёва на пленуме прозвучали резкие оценки исторического прошлого страны и призыв к пересмотру ряда теоретических положений марксизма-ленинизма с учётом современных реалий. Важнейшим моментом в истории "перестройки" стала XIX Всесоюзная партконференция, состоявшаяся в конце июня 1988 г., на которой глава государства впервые огласил суть и направления предстоящей реформы политической системы страны. Конференция приняла резолюции: "О демократизации советского общества и реформе политической системы", "О борьбе с бюрократизмом", "О межнациональных отношениях", "О гласности", "О правовой реформе" и др. Задуманная политическая реформа предполагала отказ от чрезмерного огосударствления общественной жизни, вовлечение в управление страной широких народных масс, возрождение полновластия Советов народных депутатов, разграничение функций партийных и государственных органов. По сути дела, ставился вопрос о добровольном отказе партии от монополии на власть и о передаче её реальных управленческих функций Советам.
Для практического осуществления политической реформы осенью 1988 г. были приняты законы "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР" и "О выборах народных депутатов СССР". Новый избирательный закон "О выборах народных депутатов СССР" менял всю систему выборов в Советы. Отныне выборы должны были проводиться на альтернативной основе. В одномандатных избирательных округах граждане получили возможность выбирать из нескольких кандидатов в депутаты. В то же время закон предусматривал прямое представительство КПСС и общественных организаций в высших органах власти (КПСС, например, должна была иметь квоту в 100 чел.).

Избирательная кампания проходила весной 1989 г. в условиях жёсткой политической борьбы. На политической сцене появились альтернативные общественные объединения и политические организации, выставившие своих кандидатов в депутаты. В ходе избирательной кампании шла острая дискуссия по многим идейно-политическим вопросам. После исключительно напряжённой выборной кампании состоялся I Съезд народных депутатов СССР (25 мая – 9 июня 1989 г.), ставший важнейшим политическим событием общенационального масштаба. Совершенно непривычным для советской политической жизни был характер выступлений на съезде, обнажённость и резкая критичность замечаний в адрес руководства СССР и проводимой КПСС политики. Новым моментом было и то, что впервые открыто проходило формирование правительства страны. Обсуждение кандидатур на занятие правительственных должностей и конкретных программ их деятельности происходило на сессии Верховного Совета СССР. В результате ряд кандидатур был отвергнут.
Вновь избранный на съезде Верховный Совет СССР развернул небывало активную законотворческую работу. Начался пересмотр всей системы права, действовавшего в советское время. Закладывались основы коренного реформирования общественных отношений. Были приняты законы об аренде и арендных отношениях в СССР, обсуждены законы о собственности, о земле и земельных отношениях, об общих началах местного самоуправления, о печати и других средствах массовой информации, об основах законодательства, о судоустройстве, о языках и гражданстве и др. Было объявлено, что страна взяла решительный курс на создание правового государства.

Процесс политического реформирования, инициированный "сверху" руководством страны, набирал силу, развивался. После перестройки экономики и высших органов государственной власти на всесоюзном уровне аналогичные изменения должны были произойти на местах, в регионах и республиках. Однако дальнейшее практическое осуществление реформы политической системы оказалось тяжёлым испытанием для всего властвующего слоя и партийно-государственных структур страны. Выдержать его не удалось. Политический процесс стал всё более выходить из-под контроля власти, а впоследствии всё больше и больше направляться другими политическими силами. На политическую арену вышла оппозиция.

Особенностью формирования оппозиции во второй половине 1980-х гг. было то, что её появление и развитие было инициировано самой же властью. По замыслу идеологов обновления решающую роль в перестройке общественного сознания были призваны сыграть средства массовой информации. Именно прессе, СМИ предстояло стать своеобразной оппозицией по отношению к консервативным силам в партийно-государствен­ных структурах и обществе, которые противодействовали перестройке. Глобальная критика повлекла за собой "качественные" изменения. Часть общества усомнилась в ценности всего предшествующего исторического опыта и традиций нашей страны. Наиболее активно на новые веяния отозвались представители оппозиционно настроенной научной и творческой интеллигенции крупных городов. Они стремительно меняли свои прежние социалистические "идеалы" на либеральные западноевропейские ценности. В целом же реакция общества на массированную критическую атаку средств массовой информации, затронувших весь образ жизни советских людей и основы основ социализма, была неоднозначной. Общество раскололось в идейно-политическом отношении. Одна его часть, отрицая какие бы то ни было позитивные стороны социалистического бытия, восторженно приняла либеральные западноевропейские ценности. Другая – весьма сдержанно и даже отрицательно отнеслась к огульной критике социализма и прошлого страны. Стали говорить о расколе общества на "сторонников перестройки" (Н. И. Рыжков, Л. И. Абал­кин и другие руководители правительства и ЦК), "консерваторов" (члены Политбюро и ЦК КПСС Е. К. Лигачёв, В. И. Че­бриков, М. С. Соломенцев и др.) и настроенных "революционно" партийных функционеров (А. Н. Яков­лев, Э. А. Шеварднадзе, Б. Н. Ельцин и др.).

Организационное развитие оппозиции прошло как бы несколько этапов. Альтернативные общественные объединения, неформальные политические группы и дискуссионные клубы начали возникать ещё с конца 1985 г., особенно в 1986 и 1987 гг. Возникли, например, такие клубы и объединения, как "Авангард" (Горький), "Гражданская инициатива" (Мурманск, Тюмень, Тула), "демократ" (Иркутск), "Единство" (Казань), "Марксист" (Волгодонск) и др. Наиболее распространённой и массовой формой первых оппозиционных организаций стали народные фронты. Большинство их было создано в течение лета и осени 1988 г. Они возникли сначала в республиках Прибалтики, затем в Закавказье, Молдавии, на Украине. В Российской Федерации народные фронты появились в крупных городах: Москве, Ленинграде, Горьком, Ярославле, Свердловске, Новосибирске и др., а также на общефедеральном уровне (Народный фронт РСФСР, Российский народный фронт и др.). С появлением народных фронтов в стране фактически стало оформляться достаточно мощное организованное политическое движение, оппозиционное правящей власти.

 

Counter